Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Поздравляем с Днем учителя!
Голосование
К кому Вы обратитесь (обращались) за помощью в выборе профессии?
Всего 212 человек
Голосование
Вы уже определились с выбором будущей профессии?
Всего 196 человек
Голосование
Куда Вы планируете поступать после окончания школы?
Всего 185 человек

Полезные статьи для выпускников и их родителей

Дата: 18 июня 2013 в 11:04, Обновлено 3 марта 2018 в 08:39

Как правильно выбрать профессию?

      В детстве каждый из нас не раз слышал вопрос «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» Некоторые ребята еще в начальной школе решили, что будут учителями или врачами, и после окончания школы не сомневаются в правильности своего выбора. Но многие совершенно не представляют себе, «кем быть»; какую профессию выбрать для себя, да так, чтобы не ошибиться с выбором; в какое учебное заведение поступить.
     Выбор будущей профессии – один из первых серьезных выборов, которые приходится делать выпускнику школы.
Желательно этот выбор не оставлять на последний момент, а подойти к вопросу о выборе профессии серьезно и задолго до последнего школьного звонка.

Правильно выбрать профессию значит, найти профессию, которая:

1) будет интересна и привлекательна

2) будет соответствовать твоим особенностям, способностям, состоянию здоровья

3) будет пользоваться спросом на рынке труда

Как узнать, подходит ли тебе определенная профессия, какие требования профессия предъявляет к состоянию здоровья человека, его способностям, особенностям характера и т.д.?
Всю эту информацию ты можешь найти в ПРОФЕССИОГРАММЕ.

ПРОФЕССИОГРАММА - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.

Профессиограмма отвечает на следующие вопросы:
В чем суть данной профессии?
Чем конкретно занимается сотрудник?
В каких условиях происходит труд?
Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?
Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?
На какие заработки можно рассчитывать?
Каковы возможности для карьерного роста?

Информационно – справочная система выбора профессии Куда поступать.by – на этом сайте предлагаются професииограммы десятков современных профессий.


СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ

 Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, — размышление; второй, самый легкий, — подражание; третий, самый горький, — опыт.

Конфуций

1.          Составить список подходящих профессий.

Составь список профессий, которые тебе нравятся, инте­ресны, которые тебе подходят, кем бы ты хотел работать.

2.          Составить перечень требований к выбираемой про­фессии.

Составь список своих требований к выбираемой профессии и:

-               жизненным целям;

-               жизненным (личностным) ценностям;

-               моим склонностям и способностям;

-               желательным уровнем профессиональной подготовки;

-               будущему роду занятий;

-               реальному трудоустройству по специальности;

-               желательным содержанием, характером и условиям работы.

3.          Определить значимость каждого требования.

        Определи, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать.

4.                Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у тебя к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируй, развиты ли у тебя профессиональные качества, отвечают ли твои интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5.           Подсчитать и проанализировать результаты.

Проанализируй, какая профессия из твоего списка больше других подходит тебе по всем пунктам.

6.          Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности твоих размышлений, обсу­ди своё решение с друзьями, родителями, учителями, психоло­гом, профконсультантом.

7.          Определить основные практические шаги к успеху.

        Итак, ты принял решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении ты сможешь получить нужное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.


КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник.

Иван Андреевич Крылов

Если ты с детства мечтал стать педагогом или врачом и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора — у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама или бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии и хорошо представляешь себе, что будешь делать после окончания школы. Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие старшеклассники совершенно не пред­ставляют себе, кем быть и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит — это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока всё равно: мама за ручку отведёт куда нужно (потому что тебе «как бы нравится» любой ее выбор), а потом окажется, что ты не любишь работать с документами или не желаешь постоянно общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий старшеклассников.

У первой категории отсутствует сформированная сфера интересов. Так сложилось, что по какой-либо причине у них отсутствует увлеченность определенными школьными предме­тами, а таланты пока ещё не проявились. Такие ребята могут хорошо учиться, но они не могут определиться, чем хотелось бы заниматься в будущем, потому что из того, что окружает их в мире, ничто не привлекает особенно. Да и из чего выби­рать? Как правило, они даже не знают, чем занимаются на работе их родители, и вообще мало ориентируются в мире профессий.

Вторая категория ребят очень активна и в учёбе, и в спорте, и в общественной жизни. Им интересно все, они посещают од­новременно, например, три кружка, пять факультативов и де­сять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всём. Од­нако такие старшеклассники также не могут определить, что нравится им больше, с каким видом деятельности хотели бы они связать свою профессиональную жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологи­ческими особенностями человека и соответствующими характе­ристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объекта­ми живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутство­вали профессионально важные качества, например: умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, хорошая па­мять, терпение - качества, необходимые адвокату, психоло­гу, преподавателю, менеджеру, рекламному агенту. Поэто­му, выбирая профессию, важно осознать, обладаешь ли ты определенными качествами, отвечающими тем требованиям, которая предъявляет эта профессия к личности работающего. В ситуации сомнения выбирать следует ту профессию, где твои способности максимально реализуются. Именно в этой дея­тельности велика вероятность, что ты добьёшься наибольшего успеха.

Наконец, тип профессиональной деятельности должен со­впадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Например, если ты общителен, то тебе больше подойдут про­фессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмо­ционально неустойчив - ты не сможешь выполнять виды дея­тельности, требующие концентрации в течение длительного времени (хирурги, занимающиеся многочасовыми операция­ми; пилоты, которым иногда приходится вести самолет по де­сять часов).

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, прежде всего, необходимо познать себя. Ты, наверняка, часто задаёшь себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого, конкретного человека, которого ты хорошо знаешь, например друга, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек, не зная истинных мотивов. Попытайся понять, каким тебя видят другие люди, именно таким способом ты можешь избавиться от субъективизма (субъективизм — это точка зрения, которая учитывает мнение только одного человека).

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо отказываться от профессии, например, артиста только потому, что ты «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способно­сти, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда чело­веку, не имеющему способностей к музыке, но страстно жела­ющему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное — интерес! Запомни: способности формируются в дея­тельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способнос­тях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психо­логия или та же экономика — ты ведь в школе не изучал ничего подобного. Для того чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности. Как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоя­щей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осоз­нанно решить, интересна ли тебе данная область, или всё, что ты знаешь о специальности, — это её название...

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профес­сии, а учебного заведения. Выясни, какие специальности и спе­циализации соответствуют интересующему тебя виду деятель­ности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специаль­ность «радиоэлектроника»). При принятии решения должны учитываться многие факторы уже не психологического харак­тера: репутация вуза и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном лис­точке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проана­лизируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И все­гда помни: окончательный выбор только за тобой: выбирая профессию, ты в определенной мере выбираешь судьбу. Про­фессия должна приносить удовольствие (положительные эмо­ции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).


ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

Хорошо работается, когда любишь свою профессию, с увлечением занимаешься ею.

Юрий Алексеевич Гагарин

1. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл началь­ные ступени. Проанализируй ситуацию на рынке труда. Обрати внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будь готов к тому, что придётся регулярно повышать квалифика­цию, осваивать смежные специальности.

2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия счита­ются недостойными, неприличными (например, дворник). Экономист или психолог ничуть не более полезен для обще­ства, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться, но после учёта твоих интересов и способностей.

3. Выбор профессии под влиянием друзей. Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь. Чувство группы, ориентация на сверстников — очень пози­тивные особенности ребят твоего возраста. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя.

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо в первую очередь учитывать особенности данного вида деятельности, а не выбирать профес­сию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За лёгкостью, с которой актёр создаёт на сцене образ, стоит напряжённый ежедневный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах, чаще они штудируют массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей, прежде чем подготовят 10-минутное сообщение.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, преподаватель и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. А знание компьютера сегодня необходимо абсолютно во всех сферах деятельности, вплоть до животноводства.

8. Неумение/нежелание разбираться в своих личностных качествах.

9. Незнание/недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противо­показаны, так как они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи о выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определённые действия в определённой последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Родители, помните о том, что заниматься нелюбимым делом очень тяжело, даже если этому делу посвящены уже годы, деньги, надежды.

Профессию надо выбирать не только головой, а всем существом. Дайте возможность сыну или дочери возражать Вам по существу.

Не стоит игнорировать (пренебрегать) выбор Вашего ребенка. Желаемый выбор дает силы к достижению, а значит, принесет ему успех, деньги и славу.

Профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам, должен нравиться даже запах работы. Чего хотят родители для детей? Они хотят, чтобы дети выросли успешными, профессионалами своего дела. Все родители хотят, чтобы их дети устроились в жизни как можно лучше.

Самое главное для наших детей, как бы они ни стремились к самостоятельности, — это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути само­определения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!


СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА. ВМЕСТЕ ДУМАЕМ О БУДУЩЕМ

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учётом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

—             Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

—             Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

—             Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти больше книг, статей журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

—             Побеседуй с представителями избираемых профессий, попытайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически - и действуй!

—             Ознакомься с учреждениями образования, в которых можно получить избранную профессию.

—             Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

—             Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу.

Профессия должна приносить удовольствие и положительные эмоции и прежде всего — тебе.

Желаем успеха!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.