Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
К кому Вы обратитесь (обращались) за помощью в выборе профессии?
Всего 207 человек
Голосование
Вы уже определились с выбором будущей профессии?
Всего 191 человек
Голосование
Куда Вы планируете поступать после окончания школы?
Всего 177 человек

Рекомендации, памятки, консультации для родителей по спецобразованию

Дата: 30 января 2014 в 15:45, Обновлено 15 февраля 2018 в 11:50

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НАЧАЛ ЗАИКАТЬСЯ 


Заикание - такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением - судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: "а", "ну", "вот" и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру.

Знайте, чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятней прогноз! Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяются в первую очередь тем, когда возникло заикание. Если заикание отмечается не более двух месяцев, оно считается инициальным (начальным), если больше - закрепившимся.

При остро возникшем заикании в первую очередь надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз. При инициальном (начальном) заикании специальные занятия, улучшающие речевые способности, не проводятся. Но нужно помочь ребенку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых!

Постарайтесь говорить неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности. Употребляйте простые слова.

ЗАДАНИЯ

  • Приучите ребенка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
  • Полезно петь, двигаться под музыку.
  • Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.
  • Категорически запрещаются хоккей, футбол, баскетбол и другие неритмичные виды спорта, связанные  с большим мышечным напряжением. Рекомендуются плавание, коньки, лыжи. Эти виды спорта координируют движения и упорядочивают дыхание.
  • Привлекайте детей к спокойным домашним делам.

Режим должен быть щадящим, но основная установка - ведите обычный образ жизни. 

Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения предпочтительнее неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.

В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

ЗАДАНИЯ

  • Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность перевоплотиться, почувствовать себя другим, - незаикающимся персонажем, но и улучшают умение высказываться.
  • Чрезвычайно полезно чтение. Для школьников очень хорошим тренировочным материалом являются сказки в стихах. Они просты, напевны, ритмичны и очень музыкальны. В них часто повторяются отдельные строки. Поэтому, читая сказку, ребёнок непреднамеренно повторяет один и тот же текст много раз. Что как нельзя лучше способствует закреплению речевого навыка. Читать сказки нужно в  медленном темпе, нараспев. Вначале каждой строки обязательно делается лёгкий свободный вдох; строки произносятся на плавном выдохе; в конце каждой строки строго выдерживается пауза.

Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверять специалистам.

Занимаясь с ребенком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы!!!

Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями. 


Советы родителям

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЕ У ДЕТЕЙ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ГРАМОТЕ

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Если у ребенка он нарушен, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с неразвитым фонематиеским слухом – сложная проблема. А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом, звукопроизношением и лексико - грамматическим развитием детей.

  С  целью развития и совершенствования фонематического восприятия предлагаем использовать  следующие игры.

  1.«Произнеси правильно». Попросите ребенка четко произносить наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотреть на вас и свою артикуляцию в зеркале. Обратите его внимание на различия в положении языка, губ, зубов.

   Если он путает парные звонкие и глухие согласные звуки, сначала проанализируйте вместе: чтобы произнести звук «п», достаточно резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы, а чтобы произнести «б», надо использовать еще и голос. Затем научите его превращать звонкие в глухие и обратно: попросите произнести звук «б» громко, потом тише, тише — до тех пор, пока он не превратится в «п». Хорошо, если при произношении ребенок одновременно ощупает соответствующую букву, нарисует ее.

   2.«Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

   3. «Запомни и повтори». Попросите ребенка запомнить и повторить в той же последовательности слоги, схожие по звучанию. Например: та-да-та,  ду-ту-ду-ту.

  4. «Услышь-ка». Назовите ребёнку несколько слов. Предложите хлопнуть в ладоши каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.

  5. «Покажи нужную картинку». Разложите перед ребёнком картинки.  Произнесите определённый звук. Попросите ребёнка найти картинку, в названии, которой есть данный звук.

  6. «Назови и покажи». Предложите  ребёнку найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть данный звук, и назвать их.

  7.«Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.  Например: мох, март, муравей.

   8. «Третий      лишний». Предложите ребенку исключить из ряда картинок лишнию.  Например, даны картинки, изображающие танк, дрова, туфли. Лишняя – картинка, на которой изображены дрова, т.к.  в названии данной картинки отсутствует звук [т].  

   9. «Услышь звуки, которые наиболее часто повторяются». Попросите ребенка внимательно прослушать скороговорки и назвать звук или звуки, которые наиболее часто повторяются.

У ежа ежата, у ужа ужата (ж).

Лара у Вали играет на рояле (р-л).

Саша любит сушки, а Соня ватрушки (с-ш).

  10.«Запомни слова». Предложите ребенку во время прослушивания небольшого рассказа (предложения) запоминать слова с определённым звуком. Затем воспроизвести эти слова вслух или на бумаге.

              Например, надо запомнить слова, со звуков «л», «ль» в предложении: «В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины».

  11.«Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите ребенка последовательно назвать все звуки в слове, затем на выбор любой звук. Ответить, каким по счету стоит звук в слове.  Начните с простых коротких слов, постепенно усложняя задание. Естественно, следует артикулировать слова четко.

  12.«Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего (стол—лодка — азбука и т.д.).

  13. «Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово. Например: кролик, ослик, фиалка, торт, автобус — кофта. Или по первым звукам названий игрушек отгадать слово. Например: собака, обруч, козлик - сок.

  14. «Отгадай слово». Предложите ребенку запомнить первый звук из слова крот, второй звук из слова порт, четвертый звук из слова торт. «Какое слово получилось?» (Кот.)

  15. «Первый звук, последний звук». Предложите ребенку вспомнить, название какой ягоды начинается со звука «м» и заканчивается звуком «а» (малина). Подобные задания ребенок должен выполнять, вспоминая названия овощей, предметов мебели, посуды и т.д.

  16. «Слово рассыпалось». Напишите на бумаге слово, в котором буквы перепутаны местами. Попросите ребенка расставить буквы по местам и сказать, какое слово «рассыпалось».


Упражнения на развитие памяти у младших  школьников с нарушениями речи

Пиктограмма

Для запоминания предлагается 10-12 слов.

Инструкция: « Я буду говорить тебе слова, а ты к каждому из них сделаешь какой-нибудь рисунок,  который поможет тебе вспомнить это слово. Не нужно, чтобы рисунки были хорошими, главное, чтобы ты посмотрел на них и сразу смог вспомнить слово».

Разведчики

Ребятам-разведчикам необходимо запомнить слова или текст шифровки и передать связному на словах.

Нарисуй по памяти

Ребенку предлагается запомнить узор из геометрических фигур или предметов и продолжить его по памяти.

Представь себе

Попросите ребенка закрыть глаза и после каждого сказанного вами предложения представить себе соответствующую картинку.

         Фразы:

Лев, нападающий на антилопу.

Собака, виляющая хвостом.

Муха в твоем супе.

Молния в темноте.

Пятно на твоей любимой рубашке или юбке.

Капли, сверкающие на солнце.

Крик ужаса в ночи.

Друг, ворующий твою любимую игрушку.

Затем попросите ребенка назвать фразы, которые он запомнил.

Фигуры из спичек

Складывается фигура из спичек. Посмотрев, ребенок закрывает глаза и старается подсчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек «сфотографированную» фигуру. После этого сверяется количество и правильность расположения спичек с оригиналом.

Как запомнить числа

Упражнение основано на использовании зрительных образов и их элементов. Каждой цифре присваивается визуальный код:

Ноль – круг

Один – столб

Два – близнецы

Три – треугольник

Четыре – квадрат

Пять – звезда

Шесть - навесной замок открытый

Семь – коса

Восемь – песочные часы

Девять - улитка

Десять – пальцы обеих рук.

Вспомни слова

Ребенку читаются слова парами (8-10 пар), которые связаны между собой логически. Необходимо при повторном чтении первых слов записать вторые. Например, лампа-свет, стол-обед, ночь-луна и т.п.

Продолжи ряд

Прочитайте ребёнку три слова, объединенных по смыслу, при этом обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Например:

1. весна – солнце – ручей

река – рыболов – уха

праздник – песни – веселье

мост – река – вода

пчела – улей – мед

дуб – желудь – свинья

2. спорт – стадион – состязание

лес – дерево – кустарник

город – дерево – кустарник

город – здание – улица

война – сражение – солдаты

 больница – врач – больной

озеро – берег – вода.

         Прочитав вслух 6 строк,  предложите ребёнку карточку, на которой записаны лишь первые слова из каждой строки. Ребенок должен дописать второе и третье слова в строке.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.